ПРОЕКТ
Учебный план
для ООП начального общего образования
1- 4 классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей №94» ГО г.Уфа Республики Башкортостан
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации
обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов:
1.
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Законом Российской Федерации от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов
Российской Федерации»;
3.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №
171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830)
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 №
31 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования и основного общего образования" (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
6.
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71762)
7.
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя
редакция);
8.
Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан»;
9.
Законом Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках
народов Республики Башкортостан»;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»»
(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799);
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 №
244 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 2 декабря 2022 г. № 1053";
12.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
13.
Решение заседания коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» от 24.04.2023 года;
14.
Внесение изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569;
15.
Приложение к решению заседания Коллегии Министерства образования и
науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по
разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики
Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных
и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в условиях введения
федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования»;
16.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.3648-20);
17.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2.;
18.
Письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации»;
19.
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»;
20.
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об
отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
21.
Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г.
«Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
22.
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ №
03-871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
23.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (с изменениями и
дополнениями);
24.
Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков
из числа языков народов Российской Федерации»;
25.
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»;
26.
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационно-методическому
письму о введении федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования, направленному письмом
Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении методических
рекомендаций»»;
27.
Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Начальное общее образование
Учебный план для 1-4-х классов определяет максимальный объём аудиторной
нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей для 1-4
классов, состоит из двух частей: обязательной части (80%) и части, формируемой
участниками образовательных отношений (20%).
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных
учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального
общего образования.
В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык»
и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1
Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов
предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ.
Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными
планами федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. На изучение русского
языка в 1-4 классах отводится по 5 часа в неделю, на литературное чтение в 1 - 4 классах –
3 часа в неделю. В 1 классе обучение русскому языку и литературному чтению начинается
интегрированным курсом «Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение
чтению», «Обучение письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные
недели) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными
особенностями и спецификой используемых учебных средств. После завершения
интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения.
В соответствии с пунктом 19.3 ФГОС НОО учебный план обеспечивает
преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность
преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации
и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Предметная
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 1-4 классах включает в
себя предметы «Родной язык» -1 час в неделю и «Литературное чтение на родном языке» 1 час в неделю. Обучение ведется с делением на группы по изучению родного (русского,
башкирского, татарского) языков и литературного чтения на родном (русском,
башкирском, татарском) языке. Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан - 1 час в неделю в 1-4 классах. Выбор родного языка и государственного
языка республики РФ, изучаемого в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке», осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей.
Предметная область «Иностранный язык» включает учебный предмет
«Иностранный (английский) язык» для изучения во 2-4 классах в количестве 2 часов в
неделю.
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный
предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю. Достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий, достигается за счет включения тематических модулей
в программы учебных предметов «Математика», «Труд (технология)», «Изобразительное
искусство», «Окружающий мир».
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир»
включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2
часа в неделю. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона
от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает
непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета
«Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с
федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального
общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
В 4 классе федеральным компонентом вводится годовой комплексный учебный
курс «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю, 34 часов в год).
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Родители (законные
представители) учащихся школы выбрали модуль, изучаемый в рамках курса ОРКСЭ:
«Основы светской этики». Выбор зафиксирован протоколами (№ 4 от 15.03.2023)
родительских собраний и письменными заявлениями родителей.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и
«Изобразительное искусство», на которые отводится по 0,5 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Труд (технология)» включает учебный предмет «Труд
(технология)» по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура», на изучение которого отводится 2 часа в неделю в 1-3 классах, 1 час в неделю в
4 классах. 1 час физкультуры реализуется через внеурочную деятельность в 1-4 классах.
В начальной школе реализуется Федеральная общеобразовательная программа
начального общего образования.
Сроки освоения образовательных программ, продолжительность учебного года и
учебной недели, продолжительность урока для каждого уровня обучения отражены в
годовом календарном плане МАОУ «Лицей № 94».
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954
часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе.
Режим работы в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20– пятидневная учебная неделя
во 2-4 классах, 34 учебных недели, продолжительность уроков 40 минут. Для
обучающихся 1 классов установлена 5-дневная учебная неделя, ступенчатый режим: 1
четверть – 3 урока, с продолжительностью урока 35 минут. Проведение четвертого урока
и один раз в неделю пятого урока (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме:
целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации. 2 четверть – 4 урока (1 раз в неделю 5
уроков за счет физкультуры), с продолжительностью урока 40 минут; 3,4 четверть – 4
урока (1 раз в неделю 5 уроков за счет физкультуры), с продолжительностью урока 40
минут, всего 33 недели. Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних
заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней. Для обучающихся 1 классов организуются дополнительные каникулы
продолжительностью 7 дней.
При изучении иностранного (английского) языка и Государственного языка
республики РФ (башкирского) классы делятся на две группы при условии наполняемости
не менее 25 обучающих.
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся, а также
важным средством диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов учебной деятельности школы за четверть, полугодие и учебный год.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится:
по итогам учебной четверти (четвертная аттестация) во 2 – 4-х классах по всем
предметам;
по итогам учебного года (годовая аттестация) во 2 – 4-х классах по всем предметам;
аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения и в форме
диагностических работ по предметам без выставления оценок.
Порядок промежуточной аттестации обучающихся отражен в «Положении о порядке
промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Лицей №94».
Четвертная аттестация, годовая аттестация могут сопровождаться выполнением
обучающимися тематических, итоговых четвертных, годовых контрольных работ,
сочинений, диктантов, тестов и др. Все эти виды работ осуществляются в соответствии с
рабочими программами учителей.
Учебный план начального общего образования
Предметные области
Всего в
неделю/в
год
Количество часов в неделю/в год
Предметы
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
165
5
170
5
170
5
170
20
675
Литературное
чтение
3
99
3
102
3
102
3
102
12
405
Родной язык
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранные языки
Литературное
чтение на
родном языке
Государственный
(башкирский)
язык Республики
Башкортостан
Иностранный
язык
(английский)
1
1
1
33
33
1
1
34
34
1
1
34
34
1
1
34
34
4
135
4
135
33
1
34
1
34
1
34
4
135
0
2
68
2
68
2
68
6
204
Математика и
информатика
Математика
4
132
4
136
4
136
4
136
16
540
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Окружающий
мир
2
66
2
68
2
68
2
68
8
270
0
1
34
1
34
2
67,5
Основы
Основы
религиозных религиозных
культур и светской этики культур
и
светской этики
Искусство
Труд (технология)
0
0
Изобразительное
искусство
0,5 16,5 0,5
17
0,5
17
0,5
17
Музыка
Труд
(технология)
0,5 16,5 0,5
17
0,5
17
0,5
17
2
67,5
Физическая культура и
Физическая
основы безопасности
культура
жизнедеятельности
Итого, обязательная часть:
1
33
1
34
1
34
1
34
4
135
2
66
2
68
2
68
1
34
7
236
21
693
23
782
23
782
23
782
90
3039
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
21
693
23
782
23
782
23
782
90
3039
Максимально допустимая недельная
нагрузка
21
693
23
782
23
782
23
782
90
3039
Итого, часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Формы и периодичность проведения промежуточной аттестации
по классам и учебным предметам
Промежуточная аттестация – это установление уровней достижения планируемых
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) предусмотренных
основной образовательной программой МАОУ «Лицей №94» ГО г.Уфа.
Аттестация учащихся производится по итогам четвертей по пятибалльной системе
оценивания. В 1-ых классах промежуточная аттестация в отметочном эквиваленте не
производится.
Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется
календарно-тематическим планированием по каждому предмету. Периодичность
административного контроля определяется планом работы МАОУ «Лицей №94» ГО г.Уфа,
графиком оценочных процедур, утвержденным директором. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится также в форме итогового контроля в переводных классах всех
уровней образования. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных
классах может проводиться в следующих формах: диктант с грамматическим заданием,
комбинированная контрольная работа, ВПР (Всероссийская проверочная работа),
тестирование, зачет и др. В 1-4 классах в соответствии с требованиями ФГОС в
промежуточную аттестацию включены:
- метапредметная диагностическая работа, которая составляется из компетентностных
заданий, требующих от обучающихся не только познавательных, но и регулятивных и
коммуникативных действий;
- диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных
формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика
предполагает проявление обучающихся качеств своей личности: оценки поступков,
обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
В 2024 – 2025 учебном году промежуточная аттестация проводится в соответствии с
календарным учебным графиком в следующих формах:
1-е классы
Периодичность проведения
Учебные предметы
Окончание учебного года
Русский язык
Формы
промежуточной
аттестации
Итоговый
контрольный
диктант с грамматическим
заданием
Математика
Литературное чтение
Предмет
ная
область
Русский
язык
и
литерату
рное
чтение
Родной
язык
и
литератур
ное чтение
на родном
языке
Учебный
предмет
Русский
язык
Литерату
рное
чтение
Родной
язык
Государст
венный
(башкирск
ий) язык
Республик
и
Башкортос
тан
Литератур
ное чтение
на родном
языке
Иностран
ный язык
Математ
ика
и
информат
ика
Обществ
ознание и
естествоз
нание
(окружаю
щий мир)
Основы
религиоз
ных
культур и
светской
этики
Искусств
о
Классы/ форма промежуточной аттестации
2 класс
3 класс
4 класс
Диктант/годовая
отметка
Проверка навыков
работы
с
текстом/годовая
отметка
Диагностическая
работа/годовая
отметка
Тестирование/годов
ая отметка
Диктант/годовая
отметка
Проверка навыков
работы с
текстом/годовая
отметка
Диагностическая
работа/годовая
отметка
Тестирование/годов
ая отметка
Диктант/годовая
отметка
Проверка навыков
работы с
текстом/годовая
отметка
Диагностическая
работа/годовая
отметка
Тестирование/годов
ая отметка
Комплексная
Комплексная
контрольная работа контрольная работа
/годовая отметка
/годовая отметка
Комплексная
контрольная работа
/годовая отметка
Иностран
ный язык
Тестирование/годов
ая отметка
Контрольная
Математи работа/годовая
ка
отметка
Окружаю
щий мир
Итоговая
комбинированная
контрольная работа
Проверка навыков чтения.
Диагностика
читательской
грамотности
Тестовая
работа/годовая
отметка
Основы
религиоз
ных
культур и
светской
этики
Творческая
Музыка
работа/годовая
отметка
Тестирование/годов
ая отметка
Контрольная
работа/годовая
отметка
Тестирование/годов
ая отметка
Контрольная
работа/годовая
отметка
Тестовая
работа/годовая
отметка
Тестовая
работа/годовая
отметка
-
Проектная
работа/качественно
е освоение курса
Творческая
работа/годовая
отметка
Творческая
работа/годовая
отметка
Изобрази Выполнение
Выполнение
Выполнение
тельное
рисунков/годовая
рисунков/годовая
рисунков/годовая
искусство отметка
отметка
отметка
Творческая
Творческая
Творческая
Труд
Труд
(технолог (технологи работа/годовая
работа/годовая
работа/годовая
ия)
я)
отметка
отметка
отметка
Сдача
Сдача
Сдача
Физическ Физическ
нормативов/тестиро нормативов/тестиро нормативов/тестиро
ая
ая
вание/годовая
вание/годовая
вание/годовая
культура культура
отметка
отметка
отметка
Сроки проведения промежуточной аттестации определяется графиком проведения
оценочных процедур в МАОУ «Лицей №94» ГО г.Уфа на текущий учебный год.
Внеурочная деятельность
Направление
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Название курса
1
2
3
4
Всего
Физическая культура
1
1
1
1
4
0,5
0,5
1
2
Проектно-исследовательская
деятельность
Проектная деятельность
Интеллектуальные марафоны
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Мир профессий
1
1
1
1
4
ИЗО
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
5
6
6
6
23
165
204
204
204
777
Школьный театр
Функциональная грамотность
«Учение с увлечением!»
Функциональная
грамотность
Классный час «Разговор о
важном»
Итого количество часов в неделю
Коммуникативная деятельность
Итого количество часов в год
1