Положение об индивидуальной проекте 10-11 класс

Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
МБОУ «Лицей № 94»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
среднего общего образования.
1.2. Данное
Положение регламентирует деятельность образовательного
учреждения по организации работы над индивидуальным проектом.
1.3. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
1.4. Индивидуальный проект является основным объектом оценки личностных и
метапредметных результатов.
1.5. Индивидуальный проект выполняется учащимися 10-11 классов в течение
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта.
1.6. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной).
1.7. Теоретическую
подготовку и общее руководство по созданию
индивидуального проекта обучающимися осуществляет учитель лицея
согласно тарификации, в рамках учебного предмета «Индивидуальный
проект».
1.8. Выполнение
индивидуального проекта, обязательно для каждого
обучающегося 10 - 11 класса.
2. Цели и задачи выполнения ИП
2.1.Цель выполнения ИП:
2.1.1. развитие способности к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
2.1.2. развитие навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной
деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний
и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей
работы).
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь
выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять

инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным
планом).
3. Организация работы над индивидуальным проектом
3.1. Руководитель индивидуального проекта назначается из числа педагогов
лицея. Руководителем проекта может являться учитель-предметник,
классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный
педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и
высшего.
3.2. Учащиеся вправе самостоятельно выбрать тему проекта.
3.3. Инициатором в выборе руководителя проекта является учащийся.
3.4. Учащимся совместно с руководителем проекта разрабатывается план
реализации индивидуального проекта (тема, цель, задачи проекта, этапы
работы и сроки, итоговый продукт, возможное применение результатов
проекта) и представляется на предзащите проекта.
3.5. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной,
заключительный.
3.6. Подготовительный этап (1 полугодие 10 класса): выбор темы и руководителя
проекта, разработка плана реализации проекта, предзащита проекта (защита
проектной идеи). Подготовительный этап завершается изданием Приказа
директором лицея, в котором закрепляются руководители проектов за
каждым учащимся и фиксируются темы индивидуальных проектов.
3.7. Основной этап (2 полугодие 10 класса и 1 полугодие 11 класса):
осуществляется сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации,
выбор способа представления результатов, оформление работы,
предварительная проверка руководителем проекта.
3.8. Заключительный (2 полугодие 11 класса): защита проекта, оценивание
работы.
3.9. На каждый проект руководитель с учащимися оформляет проектную папку, в
которую входит: план работы над проектом, итоговый продукт, оценочный
лист.
3.10. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.
3.11. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель.
4. Требования к индивидуальному проекту:
4.1. Обучающийся
создает проектный продукт (результат проектной
деятельности) и описание проекта.
4.2. Индивидуальный итоговый проект может быть
по содержанию:
 монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;
 метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;
по доминирующей деятельности:
 информационный (поисковый) направлен на сбор информации об
объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ
и обобщение фактов; продуктом такого проекта может быть, например,

публикация в СМИ;
 исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования,
имеет структуру, совпадающую с исследованием; этот тип проектов
изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ,
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При
этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия
практической части. Примером такого проекта может служить проект
по истории.
 творческий – предлагает максимально свободный подход к
представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и
т.д.); такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от
их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу
других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как
следствие, больше всего запоминаются;
 практико-ориентированный
(прикладной)
–
отличает
четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности
участника (участников) проекта, пример: проект закона, справочный
материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
 социальный проект предполагает сбор, анализ и представление
информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой
тематике.
 конструкторский проект – материальный объект, макет, иное
конструкторское изделие, с полным описанием и научным
обоснованием его изготовления и применения.
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт
деятельности):
 макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
 постеры, презентации;
 альбомы, буклеты, брошюры, книги;
 реконструкции событий;
 печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
 результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
 документальные фильмы, мультфильмы;
 выставки, игры, тематические вечера, концерты;
 сценарии мероприятий;
 веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.
4.3. Структура индивидуального проекта:
4.3.1. Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта,
ФИО ученика, класс, год);
4.3.2. Структура проекта содержит: введение, основную часть, заключение,
список литературы.

Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать
общими фразами. Введение включает в себя:
 обоснование актуальности выбранной темы;
 формулировка гипотезы;
 постановка цели работы (Цель – это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом);
 формулировка задач, которые необходимо решить для достижения
цели;
 желательно указать методы и методики, которые использовались при
разработке проекта, осветить практическую значимость своей работы;
 указать срок работы над проектом.
Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел
содержит теоретический материал, а второй – практический
(экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые
могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к
которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить
новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическую
значимость
полученных
результатов
(продукта
деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации
проекта;
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания
работы.
4.4.Технические требования к описанию проекта:
4.4.1. Текст: Выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25.
4.4.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.4.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
4.4.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.4.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12
пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по
центру). На все рисунки должны быть указания в тексте.
4.4.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать
над таблицей справа.
4.4.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам:
Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место
издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
4.4.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
5. Требования к процедуре проведения защиты проекта
5.1.Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным
графиком защиты проектов, утвержденным директором лицея.

5.2.Независимо от типа индивидуального

проекта его защита происходит
публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на
вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует
о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
5.3.Создается комиссия в составе не менее 3 человек. В состав комиссии
включаются представитель администрации, классный руководитель, педагоги
по направлению предметной области проекта.
5.4.К защите ученик представляет напечатанное описание проекта, продукт
проектной деятельности, презентация проекта, сопровождающая выступление
учащегося на защите.
5.5.Комиссия оценивает уровень индивидуального проекта в соответствии с
критериями.
5.6.Для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок
защиты) лицей организует защиту индивидуального проекта в дополнительные
сроки.
5.7.Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на
доработку. Ученик дорабатывает проект в течение недели и представляет к
повторной защите.
5.8.По результатам защиты члены аттестационной комиссии заполняют Протокол
защиты индивидуального проекта, выставляют отметку за индивидуальный
проект.
6. Критерии оценки индивидуального проекта
6.1. Члены
аттестационной комиссии оценивают уровень проектной
деятельности конкретного обучающегося, дают оценку выполненной работы.
6.2.Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается
на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (оценка
проектной деятельности, итогового продукта, описания, выступления) по
каждому из четырех критериев:
 способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий;
 сформированность
предметных
знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении

ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.3.Оценивание индивидуального проекта происходит по оценке итогового
продукта и выступления учащегося.
6.4.Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
УРОВЕНЬ
ОТМЕТКА
КОЛИЧЕСТВО
БАЛЛОВ
Низкий уровень
Отметка
менее 25
«неудовлетворительно»
Базовый уровень
отметка
25-33 первичных баллов
«удовлетворительно»
Повышенный уровень
отметка «хорошо»
34-42 первичных баллов
Творческий уровень
отметка «отлично»
43-51 первичных баллов
В аттестат о среднем общем образовании за «Индивидуальный проект»
выставляется отметка по итогам защиты Индивидуального проекта.
6.5.

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем. Познавательные УУД
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование
Баллы
информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации
1
из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из
2
однотипных источников
Работа
содержит
достаточно
полную
информацию
из
3
разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Баллы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План
1
действий фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению
2
гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
3
(гипотезы),
дан
подробный
план
действий
по
доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Баллы
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены
1
фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены
2
на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы
3
исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для
ученика, но и для школы, города.

Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы
работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий
подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме
проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не
использовал возможности творческого подхода
Работа
самостоятельная,
демонстрирующая
серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа
отличается
творческим
подходом,
собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми
он может быть востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть
востребован указан. Названы потенциальные потребители и
области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет
востребован. Сформулированы рекомендации по использованию
полученного
продукта,
спланированы
действия по
его
продвижению
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и
содержанию проекта

Баллы
1
2
3

Баллы
1

2

3
Баллы
1
2
3

Баллы

Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели
1
проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели
2
проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и
3
эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Баллы
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
2
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
3
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Баллы

Проектный продукт не соответствует большинству требований
качества (эстетика, удобство использования, соответствие
заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических
средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не
выдержаны основные требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны
основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика
подачи материала, нет согласованности между презентацией и
текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны
основные требования к дизайну презентации, подача материала
логична, презентация и текст доклада полностью согласованы
3. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления
письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные
правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные
ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее
достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее
достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности
соотносится с собственным жизненным опытом, задачи
реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее
достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию
деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное
построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано
сравнение ожидаемого и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый
обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ

1
2
3
Баллы
1
2

3

Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3

Баллы
1
2
3

ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые
выводы, намечены перспективы работы
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.)
Баллы
и степень воздействия на аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
1
заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента
2
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в
3
регламент
4. Сформированность коммуникативных действий,
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и
Баллы
лаконичность
Содержание всех элементов выступления дают представление о
проекте;
присутствует
культура
речи,
наблюдаются
1
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления
содержание всех элементов выступления дают представление о
2
проекте;
присутствует
культура
речи,
немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
содержание всех элементов выступления дают представление о
3
проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и
письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать
Баллы
свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор
1
не может защищать свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца
2
обосновывает свою точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает
3
на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает
свою точку зрения
Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в
Баллы
группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает
1
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и
2
взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
3
самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно
справляется с конфликтными ситуациями внутри группы
7. Заключение

7.1. Настоящее положение муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Лицей № 94» вступает в силу с даты его утверждения приказом
директора лицея.
7.2. Настоящее положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».