Изменение № 1 к приказу О внесении изменений в ООП СОО от 10.03.2022г.

◊

◊ обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
◊ об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
◊ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих
размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
◊ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
◊ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
◊ o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.

Практикум по русскому языку
В результате изучения курса учащиеся должны знать / понимать:
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
– основные особенности функциональных стилей.
Уметь:
– оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
– применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
– соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
– понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
– создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по
прочитанному тексту;
– аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
– оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к
письменной экзаменационной работе.
– проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач.
– разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковых норм.
– проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов.
– использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
– владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

– создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой
сферах общения; редактировать собственный текст.
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
– применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и
спецификации ЕГЭ по русскому языку, о правилах заполнения бланков; уметь выполнять
тестовые задания, пользуясь знаниями и основными алгоритмами их решения, знать
основные правила создания письменного высказывания; владеть орфографическими,
пунктуационными, грамматическими, речевыми нормами, необходимыми для этого.
Важное место в курсе предусмотрено работе по подготовке к заданию повышенной
сложности - части С, а именно тренировочные задания на умение понимать и
интерпретировать текст; создавать на его основе собственное высказывание с примерами,
аргументами с опорой на читательский и жизненный опыт.

Практикум по математике
Данный элективный курс дает учащимся возможность систематизировать и развить знания
по основным разделам математики с целью успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся могли :
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
- рационализировать вычисления;
- свободно применять свои знания в ходе решения математических и практических задач ,
а также задач из смежных предметов;
- использовать формулы, содержащие радикалы, степени, логарифмы, тригонометрические
выражения для соответствующих расчетов;
-преобразовывать формулы, выражая одни входящие в них буквы через другие;
-строить графики указанных в программе функций, научиться свободно читать графики,
а также осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой
практике;
- решать уравнения, используя общие приемы (разложение на множители, подстановка и
замена переменной, применении функции к обеим частям, тождественные преобразования
обеих частей);
-решать простейшие тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и
неравенства;
-применять аппарат математического анализа (таблицы производных и первообразных,
формулы дифференцирования и правила вычисления первообразных) для нахождения
производных, первообразных и простейших определенных интегралов;
-исследовать элементарные функции с помощью методов математического анализа;
вычислять площадь криволинейной трапеции при помощи определенного интеграла;

-изображать изученные геометрические тела, выделять их на чертежах и моделях;
- иллюстрировать чертежом или моделью условие стереометрической задачи;
-аргументировать рассуждения в ходе решения задач ссылками на данные, изученные в
курсе планиметрии и стереометрии;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов),
используя изученные формулы, применять эти знания и умения в окружающем мире.

Черчение
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования в области «Внеурочная деятельность».
Планируемые результаты освоения программы «Черчение» отражают:
• гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования;
• развитие художественно-творческих конструкторско-технологических и декоративнохудожественных умений и навыков;
• обеспечить возможность школьникам проявить себя, творчески раскрыться в области
различных видов конструкторских декоративных особенностей предметов быта;
• создание условий для самореализации, самоопределения, развития творческих
способностей учащихся;
• стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на
протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий;
• формирование целостного представления и приобщение к истокам славянской культуры;
• изучение истории развития чертежа;
• формирование навыков общения и коллективной деятельности;
• воспитание аккуратности и самодисциплины, чувство патриотизма, любви к природе и
окружающему миру. применение полученных теоретических знаний на практике;
• включение учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно-значимых продуктов труда;
• реализации творческого потенциала обучающихся;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления чертежа.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
В результате освоения программы у школьников должны быть сформированы:
• действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации;
• действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий;
• проектная деятельность;
• контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• планирование последовательности практических действий для реализации замысла,
поставленной задачи;
• отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и
декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
• самоконтроль и корректировка хода практической работы;
• самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его
• с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
• оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД
• чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,
схемы);
• моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
• конструирование объектов с учётом технических и декоративно- художественных
условий:
• определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и
инструментов;
• сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление
их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
• сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
• анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных
предлагаемых заданий;
• выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
• проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация
замысла.
Коммуникативные УУД
• учёт позиции собеседника;
• умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
• умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества
с партнером;
• осуществление взаимного контроля;
• реализации проектной деятельности.
В результате изучения программы внеурочной деятельности « Черчение» обучающиеся
научатся:
- правила деления отрезка на равные части;
- правила построения сопряжений: 2-х прямых, прямой и окружности;
- технологические понятия: графическая документация, чертеж, эскиз;
- правила оформления чертежей.
получат возможность:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные
части);
- осуществлять преобразование простой геометрической формы плоской детали с
последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе
с элементами конструирования);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инструментов,
приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем,
технических рисунков деталей и изделий.

Решение задач повышенной сложности по физике
Формирование ключевых компетенций в области учебных компетенций:
знать:
• физические явления, величины, законы, теории;
• типы задач;

• методы и алгоритм решения задач;
• основные приемы составления задач.
уметь:
• уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям;
• применить теоретические знания для решения задач;
• владеть адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
• решать задачи различного типа и уровня сложности;
• решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя не менее
двух законов (формул) по одному разделу физики;
• решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя не менее
двух формул (законов) по двум или нескольким разделам физики;
• решать расчётные задачи с неявно заданной физической моделью, предлагая
собственную физическую модель для предложенной в задаче ситуации;
• решать качественные задачи, используя имеющийся запас знаний о физических
явлениях и законах;
• связывать воедино и использовать отдельные части знаний;
• анализировать измерительные результаты;
• прогнозировать последствия бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с физическими процессами,
в области социально-личностных компетенций:
уметь:
• критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
• вести самостоятельную информационно-познавательную деятельность;
• выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
• выступать на публике;
• сотрудничать и работать в команде.
в области коммуникативных компетенций:
знать:
• алгоритм действий с помощью вычислительных устройств;
уметь:
• читать графики, диаграммы и таблицы данных;
• обеспечить поиск научной справочной информации.
Планируемый результат введения курса:
• осознанный выбор будущей траектории профессионального обучения;
• участие в олимпиадах и научно-практических конференциях;
• личностный рост учеников

Человек и его здоровье
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и
умения.
Учащиеся должны знать:
 особенности

человека

как

объекта

генетических,

биологических

и

психологических исследований и об основных методах изучения генетики
человека;
 механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний
и психических особенностей развития;
 причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
 значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;

значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической
безопасности населения;
Учащиеся должны приобрести умения:
1. применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;
2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того
или иного признака в ряду поколений;
4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
5. распозновать психические особенности личности человека;
6.
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
применять знания в практической жизни.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита
рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные
сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная
форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса
учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного
курса «Человек и его здоровье» в 10-11 классах не только обеспечивает приобретение
учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной
общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и
пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного
человека.

Практикум по химии
Личностными результатами являются следующие умения:
• постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий
(УУД)
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи; • работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; •
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
• составлять различные виды планов для решения задач;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны:
– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных
параметров системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение; – владеть
химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин,
необходимых для решения задач
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1- й год (10-й класс) – этап решения задач по курсу органической химии. Особое внимание
уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные
превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул
органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об
окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме
того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
2- й год (11-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач,
преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается
знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Единого
Государственного экзамена по химии.

Программирование
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса
программирования являются:

1) бережное отношение к компьютерной технике как неотъемлемой части
настоящего времени как основного помощника в быту;
2) потребность сохранять чистоту рабочего места и техники;
3) осознание применимости информационных технологий в народномхозяйстве
и социально-экономической структуре;
4) осознание роли информационной технологии как главного атрибутаXXI

века;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современномууровню
развития информационных технологий;
6) потребность саморазвития,
в том числе логического
мышления,понимание алгоритмов в информационных процессах;
7) готовность
к самостоятельной
творческой
и
ответственнойдеятельности;
8) готовность
и способность
вести
диалог
с другими
людьми;сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языкам программирования, осознание их
выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих
ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
курса программирования являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми
её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числеумение

пользоваться справками программ и интернет поиском;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую
из различных источников;
5) владение всеми видами компьютерной деятельности: машинописью, чтением
и редактированием;
6) умение правильно построить алгоритм и создавать программы разных типов
и применимости с учётом языков программирования и их особенностей (Turbo Pascal,
Visual basic, Python и т.д.);
7) свободное владение письменной формой записи программ, циклом и
структурой;
8) умение
определять
цели
деятельности
и
планировать
её,контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать
свою
и чужую
работу
с эстетических
инравственных позиций;
10) умение выбирать
стратегию
поведения,
позволяющую
достичьмаксимального эффекта.
Предметные результаты
В результате изучения элективного курса «Основы программирования» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;

– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты
математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации;
правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими
нормами и оптимальным количеством необходимого текста;
работать с таблицами, обрабатывать большие массивы данных и проводить
математические операции больших объемов;
презентовать работу, используя соответствующие редакторы, не перегружать
лишней информацией и правильно составлять структуру материала;
разрабатывать программы, составляя этапы решения задач и проектирования их
каркаса и подпрограмм;
работе со всемирной сетью, настройкой связи и подключения,
Выпускник получит возможность научиться:
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать
основные управляющие конструкции последовательного программирования и
библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или
процессу;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих
в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы
данных;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».